Предприниматель XIX века - Н.И. Путилов

Николай Иванович Путилов происходил из старинной Новгородской дворянской фамилии; воспитывался (с 1830 г.) в морской роте Александровского Кадетского Корпуса.

В 1840 году Путилов окончил Морской кадетский корпус, был произведен в лейтенанты и оставлен при корпусе ввиду выдающихся способностей в области математики. Ему поручили преподавание астрономии и навигации в гардемаринских классах.

Через два года, в связи с расстройством здоровья, Путилов по требованию врачей оставил преподавательскую работу и переехал на юг. В южном округе корпуса инженеров военных поселений практически изучал строительное дело, участвовал во многих крупных работах.

В 1848 году Путилов возвратился в Петербург и занял должность чиновника особых поручений при директоре Кораблестроительного департамента. Этот пост дал ему возможность ознакомиться с практикой кораблестроения. Знания эти очень пригодились ему впоследствии.

В 1854 году, во время Крымской войны, соединенные флоты Англии и Франции блокировали Кронштадт, над Петербургом встала реальная угроза захвата с моря.

В ноябре 1854 года Путилова назначили уполномоченным по сооружению в Петербурге винтовой канонерской флотилии, способной действовать в условии мелководья Финского залива, причём в очень сжатый срок - до мая 1855 года. Сложность выполнения заказа состояла в том, что в то время паровые машины в России не строили, а закупали их в Англии.

Благодаря своей предприимчивости и знанию дела Николай Иванович Путилов в очень короткий срок сумел организовать в механических мастерских Санкт-Петербурга производство паровых машин. Уже в мае 1855 года на Кронштадтском рейде стояло 32 вооруженные канонерские лодки, каждая с паровой машиной в 80 сил. Всего в течение года в Петербурге было построено 67 канонерских лодок, по 80 паровых сил, и 14 корветов, по 250 паровых сил, вооруженных 397 большого калибра пушками. Для ремонта же флотилии были построены 3 плавучих дока и мастерская.

Неожиданное появление в Кронштадте «путиловской» флотилии ликвидировало угрозу нападения на Кронштадт и, в ноябре 1855 года англо-французская эскадра отступила. Путилов был награжден орденом Станислава 2-й степени и произведен в надворные советники.

Тогда же с особого высочайшего соизволения Путилов подготовил и издал 37 томов «Сборника известий о войне 1853—1855 гг.»

В августе 1857 года Николай Иванович Путилов уходит с государственной службы и на кредит Морского министерства строит в Финляндии, входившей в состав Российской империи, три металлургических завода на озерных рудах, обеспечив потребности российского флота железом и сталью. Причем котельная сталь по качеству превосходила сталь, производимую в Англии.

Между тем, Путилов берется за новое дело. После поражения России в Крымской кампании 1853-56 гг. остро назрела необходимость перевооружения армии и флота орудиями нового типа: стальными нарезными орудиями. Производились орудия только в Германии - это были знаменитые пушки Круппа. Но в уральском Златоусте выпускник Горного института подполковник Павел Михайлович Обухов создает превосходную сталь, которая по своим качествам превосходила крупповскую и была пригодна для отливки орудийных стволов. Кроме того, по расчетам, пушки из обуховской стали должны были обходиться казне в шестнадцать рублей за пуд, а крупповские в сорок пять, не считая расходов на перевозку. Чтобы из этой стали делать корабельные пушки, необходимо было специальное оборудование, которое в России не производилось.

Между П.М. Обуховым и Н.И. Путиловым заключается «Договор по распространению и развитию производства литой стали, необходимой для изготовления артиллерийских орудий».

По договору Обухов «…оставляет за собой техническую часть производства стали и изделий из оной», а Путилов распоряжается административной и хозяйственной частями дела. «Он сам ведет переговоры с правительством, частными обществами и лицами, относительно заказов, заключения контрактов и договоров, принимает меры к устройству заводов с тем, что участие в прибылях и убытках принадлежит обоим». Кроме того, Путилов «…за доверие, оказанное мне Обуховым передачею сего способа приготовления стали, и обязуюсь сохранять в тайне, не передавать без согласия Обухова, другим лицам, в особенности, чтобы способ не мог быть передан за границу».

В мае 1863 года заключается контракт между Товариществом - П.М. Обухова, Н.И. Путилова, С.Г. Кудрявцева - и Морским министерством о строительстве завода на Шлиссельбургском тракте в селе Александровском, на землях бывшей Императорской Александровской мануфактуры. Для первого в России сталелитейного завода Путилов закупает в Англии необходимое оборудование. В апреле 1864 года его завод произвел первую плавку, а 1871 году морское ведомство не заказало Круппу ни единого стального ствола. Павла Михайловича Обухова к тому времени уже не было в живых — он умер в 1869 году, после чего по требованию Путилова за заводом официально закрепилось название «Обуховский сталелитейный».

В декабре 1867 года в катастрофической ситуации оказалась Николаевская железная дорога. Применяемые ею заграничные рельсы английского и бельгийского производства лопались на морозе. И тут же поступает предложение от Путилова, который готов поставлять рельсы Николаевской железной дороге. Получив заказ от казны на изготовление более двух миллионов пудов рельсов по цене 1 рубль 88 копеек за пуд, Путилов 12-го января 1868 года приобрел заброшенный железоделательный и сталелитейный завод на берегу Финского залива.

Уже 20-го января пошли с завода первые рельсы. Причем основным сырьем первых отечественных рельсов послужили негодные «импортные»: их переплавляли с нужными добавками. При этом Путилов внес в конструкцию рельсов новшество - заменить железную головку рельса стальной. При этом увеличивалась прочность рельса и одновременно снижалась стоимость его изготовления. Через 18 дней завод стал катать по 5000 пудов рельсов в сутки. С этого времени завод и стали называть Путиловским (в настоящее время - Кировский завод).

Около 1870 года в прокатной мастерской завода поставили небольшой бессемеровский конвертер для производства литой стали. Она употреблялась для поковок и сортового проката. Приготовленная по специальному рецепту сталь оказалась незаменимой в изготовлении артиллерийских снарядов, значительно превзошла зарубежные образцы.

В 1870 году построили новую кузницу, в 1872 году в ней установили первый паровой молот с «бабой» весом в 4 тонны.

Завод стал принимать заказы на мосты, отдельные детали паровозов и вагонов, железнодорожные инструменты и многое другое.

Преследуя цель дальнейшего развития производства, Путилов выхлопотал в 1872 году утверждение устава акционерного общества. Оно было образовано в 1873 году, причем его главным распорядителем оставался Николай Иванович.

Заручившись правительственным заказом на 4700 товарных вагонов, он начал строить на заводе вагоносборочные «сараи», шинопрокатную мастерскую с мартеновской печью для изготовления вагонных и паровозных шин, расширил кузницу.

В 1874 году, после завершения необходимых строительных работ, начался массовый выпуск товарных вагонов. Их производство достигло тысячи в год.

За счет казны была сооружена тогда же Путиловская ветка. Она соединила завод с сетью железных дорог страны.

Разбогатев и начав ворочать миллионами, Путилов оставался равнодушен к личному благосостоянию. До конца жизни он так и не обзавелся ни собственным особняком, ни загородным имением. Он жил с женой Екатериной Ивановной в просторных съемных квартирах.

Вся прибыль инвестировалась им в реализацию новых проектов.

В 1869 году, будучи владельцем Путиловского завода, Путилов замыслил соорудить в Петербурге Коммерческий порт. Путилов разработал проект на строительство маяков, причалов, зданий, складов морского порта, а так же сооружение открытого морского канала по Невской губе от Кронштадта до Петербурга. Дело в том, что из-за мелководья крупные суда вынуждены были разгружаться в Кронштадте, затем на барках груз перевозился в Петербург. Это было неудобно и дорого. Правительство рассмотрело и поддержало этот проект, пообещав на его осуществление 20 миллионов рублей.

Руководил строительством особый комитет при Министерстве путей сообщения. Подряд на сооружение канала и порта получил Н.И. Путилов.

Для того времени это был грандиозный проект. Длина канала составляла 26,5 верст (28,3 км), глубина канала – 22,6 фута (6,8 м), ширина по дну - от 30 саженей (64 м) до 50 (106,3 м). Для сооружения подводного канала была создана флотилия землечерпалок, пароходов, шаланд, паромов (всего 59 судов), способных поднимать со дна, перевозить и перегружать более одной тысячи кубометров грунта в час.

Но, начав реализацию проекта, Николай Иванович столкнулся с ожесточенным сопротивлением со стороны тех лиц, которые и занимались перевалкой и доставкой товаров из Кронштадта в Петербург, имея от этого дела большие прибыли. Ими оказывалось давление на правительство. В итоге из двадцати миллионов Путилов получил только два, чего хватило лишь на прокладку к будущему порту железнодорожных путей. Финансирование строительства со стороны правительства было приостановлено и Путилов, верный своим принципам, вынужден был продолжать работы за свой счёт.

Для этого он вложил в дело оборотные средства своего завода, продавал и закладывал акции, брал кредиты и залезал в долги. С 1876 года Государственный банк, ссудивший Обществу Путиловских заводов 5 миллионов рублей на оборотные средства, владел уже 4/5 всего акционерного общества, а уже с 1877 года всеми акциями Общества Путиловских заводов. Путилов был разорён, заводы ему не принадлежали.

Скончался Путилов от инфаркта 18 апреля 1880 года. От квартиры Путилова на Большой Конюшенной улице до места погребения - более двадцати километров - гроб несли на руках рабочие Путиловских заводов.

Его похоронили в районе порта, на острове Гладком. Белая намогильная часовня, возведенная по проекту Ф. С. Харламова, была хорошо видна с взморья.

Уважение к нему было столь велико, что на старых планах города (до 1908 г.) его могила обозначалась специальным знаком «Могила Путилова».

Через четыре года (в 1884 г.) здесь же похоронили жену Путилова, Екатерину Ивановну.

Прошло двадцать лет. В 1898 году С.С. Богомолов сын С.У. Богомолова, одного из крупнейших землевладельцев этого района (особняк, постройки 1872 г., сохранился до наших дней), пожертвовал два принадлежащих ему участка земли Обществу Путиловских заводов под постройку церкви св. Николая Чудотворца. Возвели церковь в 1901-1906 гг. по проекту В. А. Косякова.

Вскоре после ее освящения, 11 ноября 1907 г., состоялось перенесение праха Н.И. Путилова и его жены Екатерины Ивановны в склеп под новой церковью. Прах перенесли в подвал Никольской церкви, где был освящен нижний придел во имя великомученика Георгия.

После революции, в 1926 году, Ленсовет по «требованию рабочих» церковь закрыл. Вначале устроили кинотеатр «Жар-птица», затем перестроили здание под заводской клуб. О захоронении забыли. После войны здание опять перестроили,

помещение занял промкомбинат, для которого требовалось установить тяжелые прессы. В 1951 году стали копать ямы под фундамент и случайно наткнулись на две старинные могилы. Литая чугунная плита с надписью объясняла их происхождение. По распоряжению начальства плиту отправили на переплавку, а останки Путиловых сожгли в котельной некогда основанного им завода.

Сейчас в этом здании действует «Путилоский храм»

Уже после смерти Н.И. Путилова, 15 мая 1885 года в торжественной обстановке, под артиллерийский салют и тысячеголосое «ура!» сложнейшее гидротехническое сооружение - «Морской канал» от Петербурга до Кронштадта - был открыт для прохода судов. В честь открытия «рукодельного пути к морю» и его строителей на выступе дамбы, отделяющей Гутуевский корабельный бассейн от Невы, был воздвигнут обелиск (к сожалению, до наших дней не сохранившийся).

Оценивая деятельность заводчика и предпринимателя, пионера рельсопрокатного дела в России, металлурга, строителя, изобретателя и знатока военно-орудийного производства Н. И. Путилова в Санкт-Петербурге, следует признать, что она привела к созданию двух крупнейших металлургических заводов России – Путиловского (Кировского) и Обуховского. Строительством Морского канала он создал в Санкт-Петербурге крупнейший транспортный узел нашей страны, объединивший морской, речной и железнодорожный транспорт. Нельзя не оценить его вклад в обороноспособность и независимость России от иноземных поставок военной техники и боеприпасов.

В настоящее время имя Николая Ивановича Путилова почти забыто, стоит много лет заколоченный, похоже, готовый под снос, дом Богомолова, за ним, во дворе современного Бизнес центра, здание Путиловского храма (многократно перестроенной церкви св. Николая Чудотворца), с разоренными могилами Н.И. Путилова и Е.И. Путиловой. Правда, в мае 2010 г. исполнилось 125 лет со дня открытия Морского канала, строить который начинал Н.И. Путилов. В связи с этой датой его имя присвоили набережной на Канонерском острове, но этого явно недостаточно. Нужно отметить памятными досками места жизни и деятельности Н.И. Путилова: Кировский завод, Морской порт, дом 9, на ул. Большая Конюшенная. В доме Богомолова, расположенного напротив Кировского (бывшего Путиловского) завода, пр. Стачек, 50, можно будет создать музей, посвященный деятельности Н.И. Путилова в Петербурге.




Николай Иванович Путилов (1820-1880)




Первая квартира Путилова.
ул. Моховая, дом 12. Фото 2013 г.




Канонерская лодка «Отважный»




П.М. Обухов и Н.И. Путилов




Путиловский завод




Кировский завод. Пр. Стачек, дом 47.
Фото 2013 г.




Последняя квартира Путилова. Большая Конюшенная улица, дом 9. Фото 2011 г.




Морской канал и обелиск. Фотография 1900 г.




Морской порт. Фотография 1900 г.




Особняк С.У. Богомолова. Построен в 1872 г.
Пр. Стачек, дом 50. Фото 2009 г.




Заводская церковь св. Николая Чудотворца.
Арх. В.А. Косяков. Фотография 1910 г.




Путиловский храм.
Пр. Стачек, дом 48. Фото 2013 г.
Главная страница