Памятник А.Ф. Можайскому
Красное Село,
пересечение Кингисеппского и Гатчинского шоссе

В соответствии с Указом Екатерины II о возобновлении введённых ещё Петром лагерных сборов императорской гвардии с 1823 года Красное Село стало местом постоянного лагерного сбора гвардейских частей Петербургского гарнизона.

Военные инженеры располагались ближе к военному полю у Дудергофского озера, занимались созданием и испытанием новейших образцов оружия и техники. Над совершенствованием ракетного оружия работал инженер-генерал А. А. Шилдер. Впервые в истории ракетного оружия он осуществил пуск пороховой ракеты с помощью электричества.

Исследователь и изобретатель в области создания летательных аппаратов тяжелее воздуха инженер-капитан I ранга А. Ф. Можайский (впоследствии контр-адмирал) в 1856 году с успехом демонстрировал на военном поле полёты своих моделей. В 1881 году он получил привилегию (патент) на изобретение самолёта.

По приложенному к этой привилегии чертежу видно, что самолёт Можайского имел все пять основных частей, которые имеются и в современных самолётах: крыло, корпус, силовая (винтомоторная) установка, хвостовое оперение и шасси.

Весной 1880 года Можайскому было отпущено 2500 руб., и он заказал две паровые машины мощностью 20 л.с. и 10 л.с. Летом 1881 года машины были поставлены; началась сборка самолёта на военном поле в Красном Селе. Чертежи самолёта утеряны.

В смете, приложенной к докладной записке от 23 марта 1878, М. указывал, что длина лодки (корпуса самолёта) была 20½ аршин (14,6 м), длина каждого крыла —15 аршин (10,7 м), ширина крыла (хорда) — 20 аршин (14,2 м). В журнале заседания 22 февраля 1883 комиссии VII отдела Русского технического общества, осматривавшей самолёт, указано, что «матерчатая плоскость» имела площадь 4000 кв. футов (372 м2) и самолёт весил 57 пудов (934 кг). Для разбега самолёта перед взлётом был построен наклонный деревянный настил; техника взлёта была чётко им сформулирована в докладных записках. Летом 1882 года самолёт был построен, и начались испытания. 1 августа того же года самолёт поднялся над землёй.

В источниках указывается, что при одном из испытаний самолёт оторвался от земли и совершил короткий полёт. Это был первый в мире полёт на летательной машине тяжелее воздуха. Источники, свидетельствующие об этом полёте самолета, говорят почти одно и то же: самолёт под управлением механика взлетел, начал крениться и опустился; при спуске было повреждено крыло машины и управлявший самолётом механик получил увечье. Так описывается испытание самолёта Можайского в «Военной энциклопедии» (изд. И. Д. Сытина, 1914, т. 16, стр. 377—378), в статье В. Ф. Найденова «Аэроплан в своем историческом развитии и его элементарная теория» («Воздухо-плаватель», 1909, 3—4, стр. 177—78), в лекции Б. С. Федорова («Записки Русского технического общества», 1904, № 4, стр. 230).

Проведённые в 1950 году проверочные расчёты показали, что при мощности двигателей в 30 лошадиных сил и КПД винтов всего 0,5, самолёт был способен взлетать с горизонтальной поверхности и летать со скоростью до 11 м/с (около 40 км/час).

Это была одна из первых попыток создания самолёта, пилотируемого человеком.

В честь этого события в Красном Селе в сквере на пересечении Кингисеппского и Гатчинского шоссе установлен на высоком постаменте бюст Александру Федоровичу Можайскому.

Надпись гласит: «Создатель первого самолёта. Александр Федорович Можайский».



Памятник А.Ф. Можайскому. Фото 2014 г.


Александр Фёдорович Можайский
(1825 - 1890)


Чертёж самолёта А.Ф. Можайского по патенту

Главная страница