Площадь Труда (Благовещенская площадь)

В середине XIX века начал формироваться ансамбль Благовещенской площади. Она возникла как предмостная площадь, на левом берегу Невы в связи с развернувшейся постройкой первого постоянного металлического моста через Неву – Благовещенского.

Для устройства предмостной площади засыпали примыкающую к Неве часть Крюкова канала и снесли стоявшие на набережной канала дома. Проектирование новых зданий было поручено архитектору Н.Е. Ефимову.

Проект Ефимова, разработанный в начале 1843 года, предусматривал постройку трехэтажного здания с фасадом в стиле ренессанса и с "магазинами для красных товаров" в первом этаже.

На снос старых зданий были объявлены торги. В мае 1844 года в них включился В.А. Вонлярлярский - писатель и весьма состоятельный человек, хотя в документах он значился просто "отставной поручик". Вонлярлярский обязался "возвести здание по фасаду, который он сам представит на утверждение".

Проектирование своего нового дома на восточной стороне площади, "у съезда с постоянного через Неву моста", Вонлярлярский поручил известному московскому архитектору М.Д. Быковскому - одному из лидеров начинающейся эклектики. Следуя примеру Ефимова, Быковский спроектировал фасады здания с использованием мотивов ренессанса и позднего классицизма. Главный второй этаж, где располагались парадные помещения, был выделен высокими "брамантовыми окнами" - арочными окнами, заключенными в прямоугольные рамки-наличники. Новым для петербургской архитектуры мотивом был портик с четырьмя кариатидами, украсивший центр второго этажа. Дом Вонлярлярского (пл. Труда, 2), завершенный в начале 1850-х годов, стал одним из первых примеров неоренессанса в застройке Петербурга.

Дом Вонлярлярского хорошо сочетается с домом, стоящим на противоположной стороне площади (пл. Труда, 1).

Особенно важную роль в формировании Благовещенской площади сыграл дворец великого князя Николая Николаевича (сына Николая I), построенный в 1853-1861 годах архитектором А.И. Штакеншнейдером.

Дворец занял обширный участок на восточной стороне площади - между галерной улицей и Конногвардейским бульваром. Штакеншнейдер сумел довольно удачно расположить здание Николаевского дворца на узкой площади, - он отодвинул его вглубь квартала и перед ним разбил небольшой сад, отделенной от площади узорной чугунной оградой.

После смерти Николая Николаевича старшего, дворец перешел к его сыну Николаю, но он не пожелал иметь дело с дворцом и продал его казне.

25 июля 1894 года в ознаменование свадьбы старшей дочери Александра III – Ксении, в бывшем дворце Николая Николаевича были открыт т.н. Ксенинский Институт. В Ксенинский Институт принимались дочери дворян, получавшие здесь среднее образование и навыки в рукоделии, счетоводства и машинописи. При перестройке великокняжеского дворца в Институт, конюшню перестроили в столовую для институток, а манеж в дортуары.

Во дворце была устроена необычная церковь. После паломничества по Святой земле великий князь приказал архитектору Федору Харламову сделать под алтарем крипту - копию пещеры, в которой находится Гроб Господень. Здесь хранились частицы мощей святого Георгий Победоносца, а также камни с Гроба Господня и Голгофы.

Дворец Николая Николаевича, дом Вонлярлярского и Благовещенская церковь придали облику Благовещенской площади новые черты - ансамблевость и представительность, отвечающие её градостроительной функции предмостной площади, ведущей к исторически сложившемуся на левом берегу Невы центру столицы.

И площадь, и мост получили своё название по имени расположенной в юго-восточном углу площади полковой церкви лейб-гвардии Конного полка – Благовещенской церкви, построенной в 1843 – 1849 гг. по проекту архитектора К.А. Тона.

Церковь строилась в 1843-1849 г.г. по проекту архитектора К.А. Тона. Силуэт церкви, завершенный пятью шатрами, стал высотной доминантой площади. Благовещенская церковь была скомпонована в виде довольно грузного куба, завершенного шатровым пятиглавием. Шатры и кокошники "русского стиля" соединялись в композиции церкви с мотивами в духе ренессанса (люнеты во фронтонах и аттике) и классицизма (профилировка антаблементов).

Порталы дверей и наличники окон напоминали в увеличенных размерах детали Тюремного дворца в Московском кремле, построенного в XVII веке. В 1929 году церковь была снесена.




Благовещенская площадь в 1850-х годах


Дом Вонлярлярского.
Фото 2009 г.


пл. Труда, 1
Фото 2009 г.


Дворец Николая Николаевича
(Дворец Труда) Фото 2006 г.

Благовещенская церковь
Благовещенская церковь
Главная страница