Мемориальный музей А.В. Суворова
Улица Кирочная, 43

На углу улиц Салтыкова-Щедрина и Таврической находится здание, напоминающее крепость: прямоугольная трехъярусная башня в центре, на углах ее расположены круглые башни с мощными зубцами и узкими окнами-бойницами - это музей А.В. Суворова. Оба крыла главного фасада украшают мозаичные картины, исполненные мозаичистами Н.Е. Масленниковым и М.И. Зощенко (отец известного русского писателя М.М. Зощенко) по эскизам художника А.Н. Попова "Переход Суворова через Альпы" и Н.А. Шабунина "Отъезд Суворова в поход 1799 года".

По Высочайшему соизволению Императора Николая II в 1898 году была открыта подписка о сборе средств на создание музея. По всей России начался сбор денег по «суворовским листам». В 1900 году во всех воинских частях был проведен «Суворовский день». На «вольных работах» солдаты заработали и сдали в фонд будущего музея 76.000 рублей.

В 1900-году был объявлен конкурс на составление «Проекта музея для увековечивания памяти генералиссимуса князя Италийского, графа Суворова-Рымникского». К январю 1901 года в Суворовскую комиссию, образованную для создания памятника, поступило 15 проектов. Они были рассмотрены на совместном заседании комиссии Инженерного комитета, в котором приняли участие представители Академии художеств.

Первую премию получил проект инженера А.И. Дитриха, вторую — архитектора И.П. Володихина, третью — инженера Л.Н. Кекушева. Но, как отмечала Суворовская комиссия, «конкурс... оказался безрезультатным, главным образом потому, что лучшие из проектов значительно превзошли сумму, указанную в программе».

Тогда Суворовская комиссия обратилась к известному петербургскому архитектору А.И. Гогену с просьбой составить более дешевый проект. Через месяц он представил готовый проект, разработанный совместно с архитектором Г.Д. Гриммом. Вероятно, Г.Д. Гримму принадлежат планировочная основа и некоторые элементы декора, выполненные в русском стиле. А.И. Гоген, используя отдельные элементы конкурсных проектов, что допускала комиссия, создал свой проект, который и был принят к постройке. Лейб-гвардии Преображенский полк выделил место для музея - часть своего плаца на углу Кирочной и Таврической улиц, по соседству с бревенчатой церковью, бережно перенесенной сюда 15 марта 1900 года из родового имения А.В. Суворова – Кончанское.

Это была та самая церковь, которая изображена на мозаичном панно - в которой полководец отслужил молебен перед отъездом в свой последний поход. Здесь, в только что собранной церкви, 6 мая 1900 года ровно через сто лет после смерти генералиссимуса состоялась панихида по Александру Васильевичу. Церковь бережно сохранялась до 1918 года и… безжалостно была разобрана на дрова, как и многие деревянные постройки царского периода в первые послереволюционные годы.

В 1907 году возникла идея о создании комплекса памятников военной истории, разрабатывается проект Русского военно-исторического музея в Петербурге. Его предполагали разместить на Преображенском плацу, рядом с уже построенным Суворовским музеем. Эти музеи-памятники должны были образовать «своеобразный пантеон Славы русского оружия, храм памяти о военных событиях и деятелях русской военной истории».

Архитектурный конкурс на проект здания Военно-исторического музея в Петербурге оказался неудачным. Комиссия по созданию этого музея вновь обратилась к А.И. Гогену. Его новый проект многие современники считали менее удачным, чем получивший первую премию на конкурсе проект архитектора В.А. Покровского, но комиссия приняла проект А.И. Гогена к постройке.

Русский военно-исторический музей, который, несомненно, стал бы одним из интереснейших музеев Петербурга, так и не был построен, так как царская Россия не нашла средств на его создание.

В 1918 году музей Суворова был закрыт.

В тридцатых годах XX века в здании был расположен Аэромузей Осоавиахима.

В 1943 году здание музея сильно пострадало от разорвавшейся поблизости крупной фугасной бомбы. Были повреждены крыльцо, центральная часть, одна из мозаик. В 1949 году было принято решение восстановить здание и открыть в нем музей. Открытие военно-исторического музея состоялось 2 мая 1951 года.

И только в 1988 году здание было использовано по своему первоначальному предназначению – была восстановлена экспозиция мемориального музея Александра Васильевича Суворова.

На этом можно было закончить повествование, но заглянув за здание музея, мы обнаружим небольшой сквер с одиноко стоящим гранитным постаментом со сбитой надписью - «Родному полку», но это уже другая история.



Музей А.В. Суворова
Фото 2011 г.


А.В. Суворов


Мозаичная картина
"Отъезд Суворова в поход 1799 года"

Мозаичная картина
"Переход Суворова через Альпы
в 1799 году"
Главная страница