Кронверкский пролив

Вскоре после постройки земляной Петропавловской крепости к северу от нее было начато сооружение нового вспомогательного земляного укрепления - кронверка. Отделенный от крепости водный проток был назван Кронверкским проливом.

Конец XVII и начало XVIII века отмечены в истории России таким важным событием, как создание регулярного военно-морского флота: Азовского, или Черноморского (так его называл Петр I), и Балтийского.

В первые годы существования Петербурга именно в этом месте, в Кронверкской протоке у Заячьего острова, находился в зимнее время под защитой крепостных орудий Балтийский флот. Во втором десятилетии XVIII века главной базой флота и местом его зимней стоянки стала военная гавань острова Котлин.

В 1720 году, когда Северная война со Швецией за возвращение России выхода на Балтику уже близилась к концу, обогащенный ее опытом Петр I во введении к «Морскому уставу» так определял значение флота для государства: «...сие дело необходимо нужное есть государству по оной присловице, что всякой потентант которой едино войско сухопутное имеет, одну руку имеет, а которой и флот имеет, обе руки имеет...»

Создатель российского флота много сделал и для сохранения у потомков памяти об этом грандиозном событии в истории Отечества. По указам Петра I появились мемориалы русской военно-морской славы в Воронеже, Переславле-Залесском, Кронштадте и Петербурге.

Согласно указу Петра I 64-пушечный корабль «Ингерманланд», названный в честь возвращения России Ижорской земли - Ингерманландии, следовало вечно хранить «для памяти». Петр держал на этом корабле свой флаг во время шести морских кампаний, а в 1716 году командовал на нем у острова Борнхольм соединенным российским, британским, голландским и датский флотом. Завершивший участие в морских походах «Ингерманланд» был поставлен «для памяти» в военной гавани Кронштадта. В Петербурге мемориал русской морской славы располагался у Кронверка Петропавловской крепости.

Уже в 1714 году, после морской победы при Гангуте Петр I повелел хранить вечно взятые тогда у неприятеля суда. Такой же указ был дан Петром и относительно шведских фрегатов, плененных в 1720 году в сражении при Гренгаме. Кроме захваченных у неприятеля и сберегавшихся «в память бывших баталий» судов у Кронверка хранились и русские корабли «первого здесь строения». Как свидетельствуют документы, эти суда, хранимые «как редкость», «для плезира» (удовольствия), если они уже из-за ветхости не годились «в море ходить», стояли на берегу Кронверкской гавани под навесом или в воде. Из стоявших в воде судов было организовано постоянное откачивание воды. При этих судах имелся «немалой караул».

Петр I лично заботился о сохранении этих судов. Так, 10 апреля 1719 года на донесении о находящихся «при Санкт-Питербурхе» судах он наложил резолюцию «Починить» не только против названий фрегатов «Штандарт» и «Олифант», бота «Гедан», помещенных в донесении под словами: «Сим можно после починки в море ходить», но и против наименований шняв (шнява — небольшое военное парусное судно разведочного и посылочного назначения) «Мункер» и «Астрильд» («Астрель»), которые были помещены в столбце под заглавием: «Сие во всем негодные».

Созданный Петром I в Петербурге мемориал русской морской славы продолжал существовать и после его кончины. Об этом говорит архивный «Список судов, состоявших в 1725 году при порте без употребления, хранимых как редкость», составленный при Екатерине I и повторенный при Петре II в июне 1727 года.

В ведомости Адмиралтейской коллегии 1727 года, поданной в ответ на указ Верховного тайного совета от 20 июля 1727 года о сборе сведений «о состоянии флотов», сообщается, что «в Кронверкской гавани, на берегу под кровлею», находятся «взятые швецкия в 703 году» бот «Гедан» и шнява «Астрильд», шведский фрегат «Олифант», который был «взят в 714 году», «здешнего строения галера большая», а также там стояли «на берегу без покрытия швецкие 5 галер». В Кронверкской гавани стоял и фрегат «Штандарт», вытащить который на берег было из-за его ветхости невозможно. Верховный тайный совет в 1727 году определил: сохранять все эти суда, а о тех, которые нельзя сохранять, докладывать Сенату.

Согласно приложенному к донесению Воинской морской комиссии императрице Анне от 28 февраля 1732 года списку русского флота, «в Кронверкской гавани, на берегу под кровлею», стояли «российского строения шнява «Мункер», яхты «Егорей», «Переяславская», 2 «буера беспалубных», кончебас, «морская лотка», «самолет» (то есть понтон), 4 гондолы, а также 2 «полоненных швецких фрегата («Олифант» и «Данск Эрн»), 4 захваченных у шведов шнявы («Астрильд», «Крефт» или «Рак», «Полюкс», «Эвва Элеонора»), 6 галер, 4 бота. Почему же именно эти суда образовали у Кронверка мемориал русской морской славы?

Как уже упоминалось, здесь хранились суда «первого строения». Мемориал повествовал об истории создания русского регулярного военно-морского флота.

«Штандарт» был первым фрегатом, построенным в 1703 году на Олонецкой верфи. 8 сентября он был отправлен под командованием самого Петра в Петербург и стал первыми фрегатом России на Балтике.

Шнява «Мункер» (или «Монкер», от французского «моё сердце») была первой шнявой, заложенной на Олонецкой верфи в 1703 году, для Балтийского флота. В морской компании 1706 и 1710 годов Петр держал свой флаг на «Мункерке» - так он однажды любовно назвал этот корабль.

Хранившиеся у Кронверка корабли, взятые у неприятеля, рассказывали о боевой славе молодого русского военно-морского флота.

Бот «Гедан» и шнява «Астрильд» были памятью о первой русской морской победе на Балтике и Северной войне. Так 18 мая (7 мая по старому стилю) 1703 года русские солдаты, возглавляемые Петром I и Меньшиковым, на простых лодках (так как флота у России на Балтике ещё не было) захватили эти два шведских корабля. В честь этого события бала выбита медаль с надписью «Небываемое бывает». Захваченные шнява и бот стали первыми кораблями России на Балтийском море.

Здесь находились и трофеи Гангутского морского сражения (27 июля 1714 года): 36-пушечный парусно-гребной фрегат «Олифант» (слон), «швецкие 5 галер», три шведских бота, шведский фрегат «Данск Эрн» плененный русскими гребными судами 27 июля 1720 года во время Гренгамской битвы. Остальные шведские шнявы были захвачены во время других боёв.

Прошли годы, ветхие корабли были заменены моделями. Модели «Данск Эрн», «Ингерманланда», бота «Гедан» хранятся в Центральном военно-морском музее.

В настоящее время Кронверкский пролив ничем не напоминает о находившемся на это месте Мемориала русской морской славы.

О первых кораблях молодого Балтийского флота напоминает копия фрегата «Штандарт» - первого фрегата России на Балтике. Название его было глубоко символичным. В «Гистории Свейской войны» Петр собственноручно написал, что фрегат получил наименование «Штандарт», «понеже тогда четвертое море присовокуплено». В 1703 году возникла необходимость исправить морской штандарт страны, на котором был изображен государственный герб – двуглавый орел, держащий в клювах и одной лапе карты Азовского, Белого и Каспийского морей, добавив в свободную лапу орла карту Балтийского моря.

Копия корабля была построена в 1999 году молодыми энтузиастами Петербурга во главе с автором идеи, главным строителем, руководителем созданной в скором времени организации Проект «Штандарт» и впоследствии - капитаном фрегата Владимиром Мартусь.



Кронверкский пролив. Фото 2011 г.

Кронверкский пролив. Фото 2011 г.

Фрегат "Штандарт"

Шнява "Мункер"

Захват бота "Гедан" и шнявы "Астрильд"

Бот "Гедан"

Копия фрегата "Штандарт"

Кронверкский пролив. Фото 2011 г.

Копия фрегата "Штандарт"
Главная страница